На вооружении современных сервисов находятся много мощных инструментов для диагностики автомобилей: мотортестеры, мультитестеры, диагностические линии, стенды для ремонта топливной аппаратуры, развал-схождения и балансировки колес и т.д. Этот список можно продолжать, но главное, приобретая сложное оборудование фирмы, не уделяют должного внимания в обучении персонала, который на нем работает, и его обслуживает. А самое главное многие даже и не догадываются о всех возможностях, которые им раскрывает данная диагностика. Каждый год в мире выпускается более 300 новых моделей автомобилей, которые олицетворяют технический прогресс человечества в области автомобилестроения. Покупатель стремится успеть приобрести новый автомобиль, который отвечает самым последним требованиям и возможностям современной науки. Ощутить мощность двигателя, плавность работы подвески, динамику разгона и управление автомобиля, комфорт и безопасность своего нового друга. Но к современному автомобилю необходимо уделять и более современные требования в области технического обслуживания.
Современные методы диагностики двигателя
Сегодня существуют много способов диагностики двигателя, начиная от измерения компрессии и заканчивая показаниями газоанализатора и много средств диагностики начиная с показаний комрессометра и заканчивая мощными мотортестерами Bosсh 571 или SUN 4000.
Показания компресометра не всегда полностью раскрывают реальное состояние поршневой группы двигателя тем более что замер компрессии двигателя производится не правильно.
Измерение компрессии двигателя производится как на холодном двигателе так и на горячем, как с добавлением масла в цилиндры так и без масла. На холодном двигателе необходимо выкрутить все свечи, если это дизельный двигатель то выкрутить все форсунки. Произвести замер компрессометром вращая коленвал стартером двигателя при полном нажатии на педаль акселератора. Стрелка комрессометра будет показывать компрессию данного цилиндра при сухом состоянии двигателя и это очень важное показание когда стенки цилиндров не в масле. После этого нужно произвести повторный замер компрессии но с добавлением масла в количестве 5—10 мл. Этот показатель позволит выяснить состояние прилегания клапанов в седла, тем самым мы определяем состояние рабочей части головки блока цилиндров. Если между показаниями большая разница то можно с уверенность говорить о хорошем прилегании клапанов к седлам , если разница не значительная то вам необходимо произвести профилактический ремонт головки блока. Нормальные показания компрессии при замере на «сухом» двигателе для бензинового от 10 до 12 бар, дизельного от 28 до 32 бар. При этом показания должны быть с наименьшим разбросом по различным цилиндрам. Если показания ниже 10 бар — повышенный износ поршневой группы, если выше 12 бар — закоксование поршневой группы. Компрессия может подняться при «мокром» замере на 4—6 бар для бензиновых двигателей и на 18—24 бар на дизельном. При «горячем» замере компрессии необходимо осушить внутренние полости цилиндров не большим количеством технического керосина: добавить в свечные отверстия по 10—15 мл и произвести проветривание в стартерном режиме а после этого производить замер компрессии. Этот метод диагностики назовем «статическим измерением компрессии» т.к. измерения производятся на не работающем двигателе при 300—400 об/мин. Динамическое измерение параметров двигателя производится на мотортестерах. Мотортестеры — сложное диагностическое оборудование на базе персонального компьютера, которое позволяет производить контроль за двигателем в динамическом состояние на различных оборотах двигателя от 850 до 3000 об/мин с контролем высоковольтной части системы зажигания с анализом выхлопных газов ( 4-х компонентный газоанализатор ). Общее число «снятых» параметров двигателя может достигать 30.
При вышеперечисленных методах диагностики мы не можем «увидеть» одного из основных динамических параметров двигателя — давления картерных газов двигателя. Мы знаем что давление картерных газов не должно превышать 60 мм рт.ст. но измерить его не представляется возможным. Сегодня наше предприятие разработало методику измерения давления картерных газов и прибор для измерения. Т.к. предприятие выполняет ремонт и диагностику турбин (турбокомпрессоров) перед нами всегда стояла задача строгого определения состояния двигателя и состояние турбины. Если состояние турбины мы могли гарантировать, то состояние двигателя было неопределенно: плохой ремонт двигателя, прорыв картерных газов, прогар поршневой группы, закоксована поршневая группа. Наша методика позволяет строго контролировать состояние поршневой группы на различных оборотах, состояние масла в двигателе и разграничить работу двигателя и работу турбины. Диагностику можно производить как на бензиновом двигателе, так и на дизельном и не зависимо от объема данного двигателя.
Методика диагностирования:
- Отсоединить патрубок отвода картерных газов от маслоотделителя.
- Произвести запуск двигателя, дать возможность прогреться двигателю до температуры 70o С.
- Подсоединить индикатор состояния картерных газов к патрубку отвода картерных газов и произвести измерение.
- На холостых оборотах давление не должно превышать 60 мм рт.ст.
- При повышении оборотов необходимо следить за состоянием индикатора, его показания не должны повышаться, а идеально происходит незначительное вакуумирование, т.е. показания индикатора понижаются на 10 мм рт.ст.
- Если показания при повышении оборотов повышаются, значит существует прорыв картерных газов в поршневой группе. При резких скачках стрелки можно говорить о прорыве газов в одном или нескольких цилиндрах.
Необходимо производить замер прорыва картерных газов на различных оборотах от 850 до 4500 об/мин для реальной картины работы поршневой группы.
Методика диагностирования турбокомпрессора на двигателе:
- Необходимо подсоединится в систему впускного коллектора с помощью тройника, так как система должна быть герметична.
- Произвести запуск двигателя, дать возможность прогреться двигателю до температуры 70o С.
- Статическая проверка турбонаддува:
- На инжекторных автомобилях показания прибора при холостых оборотах должны быть в секторе вакуумирования (зеленая зона). На дизельных автомобилях показания прибора колеблются около 0.
- Для дизельных автомобилей показания прибора могут быть в пределах 0.5—0.8 бар при 2500—3500 об/мин.
- На инжекторных автомобилях при плавном нажатии на педаль акселератора на оборотах двигателя 2000 об/мин показания прибора достигает 0—0.2 бар. При резком нажатии на педаль акселератора показания прибора достигают 0.5—0.7 бар и происходит сброс давления т.к. двигатель не нагружен. Поэтому инжекторный автомобиль необходимо диагностировать в движении.
- Динамическая проверка турбонаддува:
- Необходимо вывести прибор в салон автомобиля.
- Произвести измерение на 2-й передаче с максимальным ускорением, при этом показания прибора на инжекторных автомобилях достигают 0.8—1.0 бар, а на дизельных 0.6—0.8 бар.
- После измерений турбонаддува необходимо все соединения вернуть в начальное состояние.
Внимание!!! Если давление турбо наддува для дизеля ниже 0.5 бар то необходимо уделить серьезное внимание топливной аппаратуре. Если ниже 0.3 бар при исправном двигателе, то турбокомпрессор требует ремонта.
Внимание!!! Если давление турбо наддува превышает максимально допустимые параметры то существует большая вероятность выхода из строя цилиндропоршневой группы (прогар поршня).
Методика измерения радиального и продольного люфта турбокомпрессора. Без разборки агрегата!
- Необходимо демонтировать турбокомпрессор с двигателя автомобиля.
- Укрепить прибор(RIPL) для замера люфта на алюминиевой части турбокомпрессора.
- Установить измерительный усик прибора в противоход продольному ходу ротора турбокомпрессора и двигая ротор с противоположной стороны турбокомпрессора по оси снять показания с индикатора.
- Установить измерительный усик прибора в противоход радиальному ходу ротора турбокомпрессора и двигая ротор с противоположной стороны турбокомпрессора по радиусу вращения снять показания индикатора.
- Установить измерительный усик прибора на контрольную поверхность ротора турбокомпрессора проворачивая ротор турбокомпрессора снять показания с индикатора.
Внимание!!! Продольный люфт допускается не больше 0,1 мм. Радиальный люфт турбокомпрессора допускается 0,4—0,8 мм . Турбокомпрессоры с большими числовыми значениями превышающими допуска подлежат ремонту на специализированных предприятиях.